СЮ ХА РИ ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИНТЕРНЕТ ВЕРСИИ КНИГИ ИЛЬИ ЙОРГИ "МОЙ ПУТЬ"
   
СЮ ХА РИ
 
Назад в меню

Принцип обучения Сю ха ри присущ всем боевым искусствам, в том числе и Фудокану. Речь идет об усовершенствовании, предполагающем три отдельных — но и тесно взаимосвязанных — фазиса этого процесса. О нем чрезвычайно мало писали, хотя его очевидно применяли в древних школах искусств бу-до. Согласно некоторым объяснениям китайского происхождения, вершина практического применения принципа обучения Сю ха ри достигнута к 1500 году в Японии.

Если перевести дословно, Сю ха ри значит «уважение, отступление, преодоление»: уважение традиции, отступление от традиции и преодоление традиции. Этот принцип одинаково относится как к усовершенствованию боевых искусств, так и к икебане или чайной церемонии, точнее, ко всем видам деятельности, проникнутых дзэном.

Рис. 24: Сю ха ри

Как правило, ученик знает очень мало об искусстве, которому посвящает себя, а то, что знает, чаще всего оказывается ошибочным и бесполезным. К желаемой цели он двигается прилежным повторением основных техник (кихон), что предусматривает и большое физическое напряжение и сравнительно сильную мотивировку. После некоторого времени, под наблюдением учителя, ученику более или менее удается подражать правильным движениям и позициям. Это каноны или, другими словами, ясно выраженные и практически примененные биомеханические принципы. В этот период ученику не разрешается толковать, он просто подражает технике учителя, беспрекословно следя за его советами, техникой, позицией или движением, считающимися совершенными. Практически, он словно учится в начальной школе. Фазис Сю продолжается лет пять, в зависимости от общей и частной подготовленности и способности ученика; в порядке исключения он может быть короче (до 4 лет), а чаще дольше (до 8 лет). Заканчивается получением пояса се-дан.

В последующий, фазис Ха, ученик вступает после того, как овладел основной техникой (кихон). Ознакомившись с основными канонами, ученик обязан применять их в целях собственного совершенствования, делая при этом необходимые изменения, точнее, приспосабливая канон к собственным качествам. Дородные и сильные будут ставить ударение на силу (что включает необходимость совершенствования ката), Другие будут тяготеть к улучшению скорости и искусства отодвигаться и избегать нападающего, в связи с чем — согласно физическим особенностям населения — выделились северные и южные школы китайских боевых искусств.

Упомянутые «отклонения» от классических норм, по сути дела, способствуют индивидуализации каратиста. Основные техники приспосабливаются к его биомеханическим качествам, мышечным и костным рычагам, сухожилиям, амплитуде движения, силе контракции и упругости костно-мышечного аппарата. Индивидуализация приводит к созданию более или менее собственного стиля единоборства и собственного подхода к практическому применению каратэ. Фазис Ха продолжается от 5 до 10 лет, покрывая обучение от звания се-дан до сан-дан. Если обучение до пояса се-дан можно сравнить с начальной, данный период представляет собой среднюю школу (Схема 9).

Схема 9

Фазисы Сю и Ха практически в девяти из десяти случаев представляют начало и конец спортивного века каратиста. Это период интенсивного занятия каратэ как спортом, или, можно сказать, продвижение каратэ вперед в его внешнем виде. Каким бы привлекательным и успешным оно ни было, оно в более глубоком смысле не имеет ничего общего с истинным посвящением в боевое искусство.

Фазис Ри есть такой период, в котором каратист действительно посвящает себя искусству. Ри, или преодоление, значит продвижение вперед: от голого технического совершенства к тому, что можно бы было назвать философией искусства и осознанием смысла, доступного преимущественно лишь самым упорным. В теоретическом смысле, ен-дан и го-дан представляют собой преходящий фазис, фазис преодоления; высшие степени предполагают усовершенствование самого высокого уровня. Теперь, пока я пишу эти строки, сэнсэю Хидэтаке Нисияме 72 года и он обладает девятым даном; однажды я его спросил, когда он достигнет высшей, десятой степени. «Никогда», ответил один из троих основателей JKA (другие двое — Фунакоси Гичин и Масатоси Накаяма) и вождь мирового движения традиционного каратэ: «Это бы значило, что я достиг конца, но будо не имеет конца».

Оттого нет никакого смысла во временном ограничении фазиса Ри: всякое учение и совершенствование есть, по сути дела, беспрерывный процесс. Немногочисленны те, кто готов и способен начальное увлечение поддерживать всю жизнь. Поэтому для фазиса Ри недействительно сравнение со степенями школьного обучения: он не наступает по какому-либо автоматизму, не продолжается какое-либо определенное время, после которого «нет ничего выше». К нему лучше всего относится тот стих из Евангелия от Матфея: «Ибо много званых, а мало избранных» (Мт. 22:14).

назад вперед
Назад в меню

  

 
 

Сайт управляется системой uCoz