|
Об этом принципе очень много писали японские теоретики искусства
будо в конце XIX и в начале XX века Толкования и объяснения взаимно дополнялись,
надстраивались, но, как и у других принципов японских боевых искусств, всегда
двигались от дзэна, вплоть до подсознательных психологических переживаний в
человеке.
Мицу но кокоро, «восприятие без чувствительного переживания»,
подразумевает спокойный и сообразительный УМ, наподобие спокойной водной глади,
которая в таком состоянии производит зеркальный эффект. «Спокойная вода
ясно отражает образы всех предметов в своем окружении», говорит Хидэтака
Нисияма. «Когда и ум каратиста бывает таким, он может мгновенно и правильно
оценить, что происходит в противнике. Тогда и защита бывает мгновенной и соответствующей.
Если водную гладь тронуть и взволновать, образы мгновенно исчезнут.
Также и человек, охваченный мыслями о нападении и защите, не осознает намерения
противника и дает ему возможность победить себя.»
Как известно, и Такуан в своем письме Мунэнори настаивает на
«отрешенном», «непереполненном» уме. Противоположный ему, «переполненный» ум,
или, как говорит Такуан, «загрязненный», «связанный» мыслями о нападении и защите,
похож на поверхность воды, которая рябит от легкого ветерка. Вроде порябевшей
поверхности воды, ум человека в таком состоянии не отражает ясных образов окружающего
мира, и поэтому он бесполезен.
Моментам, предшествующим единоборству, а также в течение его,
«спокойной водной глади», кроме мысли о нападении и защите, всегда угрожает
и чувство страха. Говоря об этом явлении, мы всегда подчеркивали, что необходимо
считаться с фактом, что страх это нормальное чувство, обладающее и своей
физиологической основой. Страх есть присущее человеку чувство, и его лишены
только люди с психическими расстройствами, не осознающие ни своего окружения,
ни даже своего собственного страха.
Каждый начинающий каратист в течение обучения и тренировок чувствует и страх
в разнообразных формах и в различной степени. Однако при помощи высоко сосредоточенного
сознания и многолетней тренировки его, как другие чувства, можно вытеснить.
Точнее, как результат сложных психических процессов, в которых участвует и сознание,
чувства даже не появятся, поскольку психической тренировкой достигаем такого
состояния, в котором сознание полностью охвачено предметом сосредоточенности.
Как уже известно каждому из нас на основании личного опыта,
страх, ненависть и подобные чувства всегда являются помехой для эффективной
защиты. Физиологическую основу такой реакции составляет ингибированность двигательного
аппарата, причиной которой чаще всего являются чувства. Но даже в том случае,
когда они не действуют с такой напряженностью, они всегда влияют на двигательные
действия человека, направляя их, усиливая или ослабляя.
Действие страха можно поэтому изобразить схематически, как
на схеме 7.
Хотя страх является произведением центральной нервной системы,
он влияет и на автономную нервную систему, контролирующую механизм самосохранения.
В данном случае схема показывает отрицательное влияние страха на способность
проведения эффективной защиты: напряженность проявляется в виде симптомов (сжимание
кулаков, корча мышц ног, потение, гусиная кожа), сознание появления симптома
вызывает еще большую напряженность, а та, со своей стороны, вызывает увеличение
численности и мощности симптомов.
Происходя одно из другого, напряженность и симптомы, а также
проявления страха, создают заколдованный круг. Его, конечно, можно перервать,
но лишь в том случае, если сознание сосредоточится не на представлении, вызывающем
страх, а на каком-нибудь другом представлении или упорным действием на самих
симптомах напряженности.
назад вперед
|
|