УКРЕПЛЕНИЕ КИСТЕЙ И СТОП
В КАРАТЭ многие части тела служат как оружие. Кисти, локти,
стопы и колени часто используются, и они будут эффективным и сильным оружием,
если их укрепить правильной тренировкой и использовать в координированных действиях
с другими частями тела.
В японском фехтовании тренировка изподволь внушает идею, что
меч соединен с фехтовальщиком: что он часть его тела. С другой стороны в
КАРАТЭ не используется определенное оружие. Тело само служит оружием, которое
может использоваться в зависимости от ситуации.
Однако этот вид многоцельного оружия не может произвести эффективной
атаки, если не укреплять и не закаливать его. Без этой тренировки части тела,
используемые как оружие, могут подвергнуться повреждению.
Просто закаленный кулак никуда не годен. Кулак сможет служить
сильным оружием лишь тогда, когда он опирается на силу запястья, локтя, руки
и других частей тела. Однако систематическая тренировка кистей и стоп, координируемая
с помогающими движениями остального тела, может превратить их в разрушающее
ружие.
Кулак и ШУТО (ребро кисти) искуссно отражают силу и красоту.
Эти особенности результат укрепления и сбалансирования кисти и запястья.
По степени гармоничного взаимодействия, проявленного кулаком, запястьем и предплечьем,
можно судить о соответственном мастерстве ученика. Можно сказать, что сильные,
полностью контролируемые и красивые приемы берут начало из всесторонней тренировки
запястей и щиколодок. Они являются важным фактором в произведении силы и быстроты,
хотя этому обстоятельству часто не уделяют достаточного внимания. Помните,
что кисти и стопы отправная точка в КАРАТЭ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИСТЕЙ
Кисть может использоваться открытой или сжатой.
Формирование кулака 1. Согните пальцы вовнутрь
в средних суставах, концы их должны охватить основание пальцев. Продолжайте
сгибать пальцы до тех пор, пока они не прижмутся тесно к ладони. Согните большой
палец над остальными пальцами и крепко прижмите им указательный и средний пальцы. В формировании кулака этим способом средний палец стремится к ослаблению и
расслаблению. Заботьтесь о предохранении его от случайностей.
Формирование кулака 2. Согните средний,
безымянный и мизинец вовнутрь до тех пор, пока они тесно не прижмутся к ладони. Затем согните указательный палец над средним пальцем и прижмите его вниз.
Указательный палец должен быть слегка под углом к среднему пальцу. Согните большой
палец над указательным и прижмите его вниз. Этот метод формирования кулака был
широко распространен 30 лет назад. Однако некоторые каратэисты используют его
и сейчас. Популярность его падает, хотя указательный и средний пальцы образуют
тугой шар; мизинец же стремится к расслаблению совсем. Если, однако, привыкнуть
к этому методу, кулак можно сформировать быстро.
Оба метода образования кулака полезны и приводят к эффективным
приемам.
ТИПЫ КУЛАКА
СЕЙКЕН (передняя часть кулака) полезно
использовать в проделывании удара ЦУКИ. Часть кулака, которая бьет в цель, это площадь немного выше среднего сустава до суставов указательного и среднего
пальцев. В момент удара вся сила в теле должна влиться через руку по прямой
линии и направиться в кулак. Напрягите запястье и следите, чтобы оно и головки
кулака образовали прямую линию. Если запястье согнуто, сила не передается в
кулак, и запястье может повредиться. Поэтому СЕЙКЕН используется более часто,
чем другие виды кулака в КАРАТЭ; тренировка в его использовании должна быть
совершенной и полной.
УРАКЕН (тыл кулака) кулак образуется,
как для СЕЙКЕН. Часть кулака, бьющая в цель, однако, тыл кисти и головки суставов
указательного и среднего пальцев. УРАКЕН используется при ударах УЧИ, главным
образом, для атаки лица противника и бока его тела. Это УЧИ выполняется разгибательным
движением предплечья.
КЕНТСУИ (кулак-молот) также называют ШУТСУИ,
то есть кисть-молот, или ТЕТСУИ (железный кулак). После образования кулака,
как в СЕЙКЕН, используйте низ кулака для удара УЧИ в цель. Как в УРАКЕН, используется
разгиб предплечья для проделывания атаки.
ИППОНКЕН (один сустав пальца кулака) образует
кулак, как в СЕЙКЕН, однако средний сустав указательного пальца выдвинут наружу.
Большой палец, вместо того, чтобы сгибаться над указательным
и средним пальцами, давит на бок указательного пальца, укрепляя его. Этот кулак
используется в атаках переносицы, точки над носом и между ребрами.
НАКАДАКАКЕН (средний сустав среднего пальца кулака) или НАКАДАКА-ИППОНКЕН (один средний сустав среднего пальца
кулака) образует кулак, как в СЕЙКЕН, однако средний сустав среднего
пальца выдвинут вперед. Согните большой палец над указательным и средним пальцами; прижмите средний палец крепко указательным и безымянным пальцами, обеспечивая
опору, и давите большим пальцем вниз на указательный и средний пальцы. НАКАДАКАКЕН
используется для той же цели, что и ИППОНКЕН.
ХИРАКЕН (вторые суставы пальцев кулака) выполняется путем сгибания пальцев вовнутрь до тех пор, пока концы их не коснутся
ладони.
Позвольте пальцам согнутся только слегка вниз в суставах; прижмите
большой палец тесно против указательного пальца или согните его тылом в ладонь.
Этот кулак часто используется в атаках точки под носом или
под ребрами.
ВАРИАНТЫ ОТКРЫТОЙ КИСТИ
Образование КАЙШО (открытой кисти).
Не просто лишь открытая кисть образует КАЙШО, а нужно крепко
(тесно) сжать пальцы вместе. Согните большой палец в суставе и прижмите им
бок ладони. Как в кулаке, запястье и тыл кисти должны образовать прямую линию.
Слегка напрягите запястье. Не слишком давите большим пальцем на основание кисти.
Использование КАЙШО.
ШУТО (ребро кисти) когда открытая кисть
используется для ШУТО, сила должна вливаться в пальцы, пока они напряжены и
усилены. Это особенно касается мизинца. Вообразите, что сила вливается в пальцы,
а затем направляется наружу из наружного роебра ладони. Используется эта наружная
поверхность кисти подобно ножу или мечу, ударяя по руке или ноге противника,
когда он атакует. Очень она эффективно используется в атаке по виску противника,
сбоку его шеи или его ребру. Когда применяете ШУТО, разгибайте предплечье наружу
в локте с максимальной быстротой и силой.
ХАЙТО (гребень кисти) используется обратная
сторона кисти, используемая в ШУТО. Бьющая площадь простирается от низа основания
указательного пальца до первого сустава большого пальца. ХАЙТО может использоваться
тем же способом, что и ШУТО.
ХАЙШУ (тыл кисти) используется вся поверхность
тыла кисти. ХАЙШУ большей частью применяется для блокирования ударов противника.
Однако удар по боку тела противника или в его солнечное сплетение ХАЙШУ может
произвести сильный эффект.
НУКИТЭ (острие кисти) концы трех пальцев
образуют довольно ровную поверхность, если средний палец слегка вогнуть. В
предшествующих методах образования КАЙШО пальцы были прямыми. Кончики пальцев
в НУКИТЭ используются в атаках в солнечное сплетение, точки между глазами, подмышечные
ямки и другие площади, чувствительные к атаке этим оружием. Когда НУКИТЭ образуется
кончиками лишь двух пальцев среднего и указательного или большого и указательного, оно называется НИХОН-НУКИТЭ (острие двух пальцев кисти).
ТЭЙШО (основание ладони) выполняется путем
сгибания кисти вверх в запястье и напряжения запястья. Используйте ТЭЙШО для
отбива атакующей руки противника всторону или вниз. ТЭЙШО также очень сильно,
когда используется в атаке подбородка противника.
СЕЙРЮТО (бычья пасть кисти) кисть согнута
в запястье всторону так, что ребро кисти о ее продолжение в запястье образуют
изгиб. Выведите кисть вперед, сохраняя эту позицию. Используйте СЕЙРЮТО в блоках
атак ударами ЦУКИ и для атаки лица и ключиц противника.
КУМАДЭ (медвежья кисть) образуется при
сгибании пальцев в средних суставах до тех пор, пока концы пальцев не коснутся
ладони; согните большой палец и прижмите его сбоку к ладони; полностью распрямите
ладонь и используйте всю ее поверхность для атаки. Используйте КУМАДЭ в атаке
лица с любым направлением вперед ЦУКИ или широким боковым движением.
КАКУТО (согнутое запястье) выполняется
путем сгибания кисти вниз на максимальном протяжении. Используйте ту часть запястья,
которая образует изгиб, как ударную поверхность. Используйте КАКУТО в атаке
бьющей (ЦУКИ) руки противника или его подмышечной впадины разгибающим движением
предплечья.
КЕЙТО (запястье головка цыпленка) достигается
методом сгибания кисти в противоположном направлении, чем СЕЙРЮТО; при этом
нужно напрячь (сжать) пальцы слегка вовнутрь. Ударная поверхность основание
и первый сустав большого пальца. Атакуйте бьющую руку противника или его подмышку
разгибом предплечья.
ВАШИДО (орлиная кисть) выполняется путем
сжимания кончиков пальцев вместе до тех пор, пока пальцы не будут похожи на
клюв птицы. ВАШИДО полезно в атаках в горло и в другие жизненные точки.
ВАН (рука) это площадь предплечья известна
еще как ВАНТО (рука-меч) и ШУБО (рука-палица). Рука используется главным
образом в блоках и для сбивания в сторону атакующей руки или ноги противника.
Если эта часть руки делается жесткой, можно нанести сильный удар по атакующей
руке или ноге противника, достаточной для того, чтобы отбить охоту к следующей
атаке. Часть предплечья со стороны большого пальца называется НАИ-ВАН (внутренняя
часть руки), а противоположная сторона называется ГАИ-ВАН (наружная часть
руки); верхняя часть предплечья называется ХАИ-ВАН (тыл руки), а противоположная
сторона, та, что выше ладони, называется ШУ-ВАН (ладонь руки).
ЕМПИ (локоть) слово ЕМПИ употребляется
для обозначения части руки, используемой в ударе УЧИ, а также самого удара УЧИ.
Он также известен как ХИДЗИ (локоть). Эта часть руки может использоваться
для проведения сильного удара в любую часть тела противника. Например, лицо,
грудь, живот могут быть атакованы ЕМПИ. Этот удар особенно эффективен, когда
противник находится очень близко. Даже женщины и дети могут использовать ЕМПИ
с сильным эффектом против атаки противника. Удары локтем возможны против противника,
находящегося впереди, сзади или сбоку; удар может быть направлен вверх, вниз
и по полуокружности, а также по прямой линии, параллельной земле. В выполнении
этих ударов может быть использована вся часть вокруг конца локтя, однако в действительности
избранная площадь зависит от направления удара.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТОП
Стопой можно сделать удар, равносильный удару кистью.
КОШИ (мяч стопы) эта часть стопы еще известна
как ЙОСОКУТЭЙ (поднятая подошва). В КАРАТЭ удары ногами выполняются КОШИ
как ударной поверхностью. Согнув пальцы стопы вверх, используйте КОШИ для проделывания
всевозможных ударов ногами в лицо, грудь, живот и пах противника. Чтобы удар
был эффективней, загните пальцы стопы насколько возможно и напрягите область
вокруг пальцев стопы и щиколодки.
СОКУТО (ребро стопы) эта часть стопы используется
в ударах ногами в направлении сторон. СОКУТО сбоку от мизинца служит как ударная
площадь. В современном КАРАТЭ мы загибаем пальцы стопы вверх, когда бъем СОКУТО,
однако, в прошлом пальцы стопы было принято загибать вниз. Легче напрячь стопу
последним способом, однако, когда пальцы стопы загнуты вверх, щиколодка обладает
большей подвижностью. Любой метод при использовании может дать хороший эффект. И необходимо помнить, что в том и другом случае большой палец используемой
стопы загнут вверх.
КАКАТО (пятка) эта область еще называется
ЭНШО (круглая пятка). Эта часть стопы используется в ударах ногами, направленных
назад. Удар ногой назад высоко эффективен против противника, пытающегося схватить
Вас сзади, или против противника, который добился захвата за руку сбоку или
сзади.
ХЭЙСОКУ (подъем) область, используемая
в ХЭЙСОКУ вершина стопы от пальцев до щиколодки. Стопа отогнута вниз, и пальцы
смотрят вниз. ХЭЙСОКУ используется в ударах по паху и подмышки.
ТСУМАСАКИ (кончики пальцев стопы) сожмите
пальцы стопы вместе. Кончики пальцев служат ударной поверхностью. Можно использовать
их в ударах в пах, в среднюю часть тела.
ХИЦАГАГИРА (колено) эта область также
известна как ХИТТСУИ (колено-молот). Как в случае локтя, колено используется
в ближнем бою для атаки паха, бока тела и бедер. Женщины и относительно слабые
лица могут очень эффективно использовать колено для защитного приема.
Другие области, полезные для ударов, такие как голова, лоб
и плечо, не приведены здесь. Запомните, что многие области тела могут служить
для проделывания атакующих и защитных приемов. Изучайте строение тела для открытия
дополнительных возможностей.
1991 г. Редактор : СТЕПАНЕНКО Л.А. Владивосток
назад вперед
|