|
Принцип обучения Сю ха ри присущ всем боевым искусствам, в
том числе и Фудокану. Речь идет об усовершенствовании, предполагающем три отдельных но и тесно взаимосвязанных фазиса этого процесса. О нем чрезвычайно мало
писали, хотя его очевидно применяли в древних школах искусств бу-до. Согласно
некоторым объяснениям китайского происхождения, вершина практического применения
принципа обучения Сю ха ри достигнута к 1500 году в Японии.
Если перевести дословно, Сю ха ри значит «уважение, отступление,
преодоление»: уважение традиции, отступление от традиции и преодоление традиции.
Этот принцип одинаково относится как к усовершенствованию боевых искусств, так
и к икебане или чайной церемонии, точнее, ко всем видам деятельности, проникнутых
дзэном.
Как правило, ученик знает очень мало об искусстве, которому
посвящает себя, а то, что знает, чаще всего оказывается ошибочным и бесполезным.
К желаемой цели он двигается прилежным повторением основных техник (кихон),
что предусматривает и большое физическое напряжение и сравнительно сильную мотивировку.
После некоторого времени, под наблюдением учителя, ученику более или менее удается
подражать правильным движениям и позициям. Это каноны или, другими словами,
ясно выраженные и практически примененные биомеханические принципы. В этот период
ученику не разрешается толковать, он просто подражает технике учителя, беспрекословно
следя за его советами, техникой, позицией или движением, считающимися совершенными.
Практически, он словно учится в начальной школе. Фазис Сю продолжается лет пять,
в зависимости от общей и частной подготовленности и способности ученика; в порядке
исключения он может быть короче (до 4 лет), а чаще дольше (до 8 лет). Заканчивается
получением пояса се-дан.
В последующий, фазис Ха, ученик вступает после того, как овладел
основной техникой (кихон). Ознакомившись с основными канонами, ученик обязан
применять их в целях собственного совершенствования, делая при этом необходимые
изменения, точнее, приспосабливая канон к собственным качествам. Дородные и
сильные будут ставить ударение на силу (что включает необходимость совершенствования
ката), Другие будут тяготеть к улучшению скорости и искусства отодвигаться и
избегать нападающего, в связи с чем согласно физическим особенностям населения выделились северные и южные школы китайских боевых искусств.
Упомянутые «отклонения» от классических норм, по сути дела,
способствуют индивидуализации каратиста. Основные техники приспосабливаются
к его биомеханическим качествам, мышечным и костным рычагам, сухожилиям, амплитуде
движения, силе контракции и упругости костно-мышечного аппарата. Индивидуализация
приводит к созданию более или менее собственного стиля единоборства и собственного
подхода к практическому применению каратэ. Фазис Ха продолжается от 5 до 10
лет, покрывая обучение от звания се-дан до сан-дан. Если обучение до пояса се-дан
можно сравнить с начальной, данный период представляет собой среднюю школу (Схема
9).
Фазисы Сю и Ха практически в девяти из десяти случаев представляют
начало и конец спортивного века каратиста. Это период интенсивного занятия каратэ
как спортом, или, можно сказать, продвижение каратэ вперед в его внешнем виде.
Каким бы привлекательным и успешным оно ни было, оно в более глубоком смысле
не имеет ничего общего с истинным посвящением в боевое искусство.
Фазис Ри есть такой период, в котором каратист действительно
посвящает себя искусству. Ри, или преодоление, значит продвижение вперед: от
голого технического совершенства к тому, что можно бы было назвать философией
искусства и осознанием смысла, доступного преимущественно лишь самым упорным.
В теоретическом смысле, ен-дан и го-дан представляют собой преходящий фазис,
фазис преодоления; высшие степени предполагают усовершенствование самого высокого
уровня. Теперь, пока я пишу эти строки, сэнсэю Хидэтаке Нисияме 72 года и он
обладает девятым даном; однажды я его спросил, когда он достигнет высшей, десятой
степени. «Никогда», ответил один из троих основателей JKA (другие двое Фунакоси
Гичин и Масатоси Накаяма) и вождь мирового движения традиционного каратэ: «Это
бы значило, что я достиг конца, но будо не имеет конца».
Оттого нет никакого смысла во временном ограничении фазиса
Ри: всякое учение и совершенствование есть, по сути дела, беспрерывный процесс.
Немногочисленны те, кто готов и способен начальное увлечение поддерживать всю
жизнь. Поэтому для фазиса Ри недействительно сравнение со степенями школьного
обучения: он не наступает по какому-либо автоматизму, не продолжается какое-либо
определенное время, после которого «нет ничего выше». К нему лучше всего относится
тот стих из Евангелия от Матфея: «Ибо много званых, а мало избранных» (Мт. 22:14).
назад вперед
|
|