|
Внушения и указания, направленные Фудокан каратистам в рамках
двадцать одного правила, как бы ни выглядели смело и почти притязательно, представляют
собой только желание, а именно оно для нас является единственной целью. Оно
имеет только одно направление усложнением, связыванием и прежде всего осуществлением
на практике выводов без всяких иллюзий, таинственностей и боязней вступить в
Будо! Позволим себе смелость сказать, что Фудокан каратэ внимательным отбором
и взвешиванием, достигло уровней благородства, изысканности, скромности, при
наличии сильного духа и одновременного контроля за чувствами. Одним словом,
оно направлено к кураю человеческой ценности являющейся, по словам профессора
Хидэтаки Нисиямы, преобладающим смыслом каратэ, т.е. Будо, выраженного в каратэ.
Свойство серьезности основывается на тонкой игре противопоставления
жизни и смерти и имеет физиологический смысл. Сэнсэй Нисияма определяет его
как фокус местопребывание курая.
Разрабатывая это положение, сэнсэй Нисияма говорит: «Очень
устойчивые чувства (сэй) непременно сочетаются с сильным духом, т.е. физическими
возможностями тела выполнять сильные движения (до)». Эту аксиому он принимает
лишь в ее гармоничности и равновесии. При тщательном разборе приходим к тому,
что все приведенные заключения (в качестве постулатов) пропитаны именно вот
этой мыслью великого учителя: сэй без до до без сэя представляют
собой пустое рассеивание, несуществующий призрак в таком случае
каратэ не каратэ (мы, конечно, уверены в том, что все это относится к Фудокану).
Высшее мастерство сказывается именно в молниеносной быстроте
действий по образцу сэкка но ки, т.е. на переходе из состояния сэй в состояние
до. Этому переходу, какую бы физиологическую основу он ни имел, сопутствует
состояние сознания, т.е. это переключение в обоих направлениях которое
подразумевает быстрый перенос огромной нервной и мышечной энергии как из до
в сэй, так и обратно, в состояние спокойного духа (Фу-до-син). Наблюдая извне,
каратист попадает в состояние зан-син. (это выражение трудно перевести одним
словом; оно означает продолжительную сосредоточенность, продолжительное наблюдение,
ожидание, замечание возможной реакции противника после нашего нападения, готовность
в случае надобности сделать еще одну атаку, которая противника окончательно
«выбросит из игры».)
Естественно, все упомянутые заключения о Фудокане в настоящем
смысле слова получают размеры курая лишь тогда, когда всеобщим принципам нравственности
и этическим нормам, содержащимся в кодексе Будо, прибавится уважение, видимое
почтение как к самому себе, так и к противнику как к человеку и каратисту.
Этот чрезвычайно важный критерий, этот этикет, занимающий в
Фудокане центральное место, своеобразен и представляет собой первую и последнюю
ступень в достижении курая. Это стержень и суть, облагораживающая и обогащающая
дух каратэ. Без него все правила Фудокана читателю представляются как более
или менее интересное чтение совсем пустое размахивание руками и брыкание
ногами, или, как говорил великий учитель Итоси, фруктовое дерево без плодов.
назад вперед
|
|