ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ПРИНЦИПАХ ФУДОКАНА, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАРАТЭ, ТРЕНИРОВКА БОЕВОЕ ТЕХНИКИ
   
ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ПРИНЦИПАХ ФУДОКАНА
 
Назад в меню

1. Ум должен быть совсем спокойным и открытым в смысле исконной осторожности. Этот принцип подчеркивается и самим именем Фудокана: дом неподвижной мудрости. Она неподвижна, но и готова мгновенно направиться к любой части тела. Ум действует согласно принципу: ощущение + реакция + акция = техника (Схема 10).

2. Боец взглядом ищет то, чего глаз не видит.

3. Используется периферийное зрение, явление, часто описываемое как «взгляд древних мастеров». В основе его лежит физиологический механизм. Фиксированный взгляд
— это порождение волевого механизма восприятия; периферийное зрение есть невольный механизм восприятия, характеризующийся уменьшенной степенью изощренности, но и схватыванием событий в более широком пространстве, т.е. подчеркивается пространственное распределение восприятия.

4. Стойка лицом к лицу с противником не должна нарушить спокойствия бойца Фудокан. Позиция основывается на восприятии без чувствительной реакции и достигается продолжительной тренировкой.

5. Положение тела и выражение лица являются отражением самоуверенности бойца Фудокан. Неподвижное пугало на холме не видит и не слышит птиц и дичь, которых пугает, но оно выполняет свою работу. То же самое делает и боец, сознание которого неподвижно, не подверженный своему Я, целенаправленный в своем действии. Достижение такой степени мастерства требует тяжелой работы, направленной на развитие и совершенствование самоконтроля: все видимые признаки внутренних событий — от мельчайших движений и «поверхностного» дыхания вплоть до расширения зрачков — устранены. Контроль над внутренней напряженностью осуществляется преимущественно контролем над ритмом и глубиной дыхания, вследствие чего осуществляется контроль над вегетативными функциями, не подверженными сознательной воле и обеспечивающими всему телу соответствующе мгновенное решение положения (сэкка-но-ки), «разрядка», известное в дзэне и прекрасно применимое в каратэ.

6. Позиция бойца всегда приспосабливается к требованию совершенной подвижности, осуществляющей напряженность и контракцию мышц как максимальную (и контролированную) энергию удара в жизненную точку противника. Динамика всего тела покоится на позиции бойца, т.е. на требовании передачи энергии удара таким способом, который, несмотря на то, идет ли речь о технике открытой или закрытой руки, способствует максимальному эффекту, направленному к целевой области. Когда удар наносится кончиками пальцев, крупнейший эффект достигается лишь четырьмя крепко сжатыми пальцами, поддержанными большим пальцем; в таком случае тоже нужно принимать во внимание максимальное употребление силы всего тела бойца.

7. Равновесие духа и тела есть выражение внутренней жизни. Она является предпосылкой искусства каждого бойца в отдельности. Одержать победу над противником с помощью спокойного духа и ума, требует высшего мастерства. Истинные мастера управляют своим духом и телом; оттого принципы тэ-васа и ки-васа отождествляются, обозначая, по крайней мере, равновесие между собственной жизнью и собственным искусством до такой степени, что можно сказать: их жизнь является порождением их искусства, а равно их искусство является порождением их жизни.

8. Несомненно, что овладение физическим равновесием противника, приведением его в состояние неравновесия (физическое ке) является способом выявления слабости его позиции. Уже известно, что пробивание первой бреши есть начало разрушения самых твердых укреплений. Мгновенно возникшую слабость — нарушенное физическое или психическое равновесие — необходимо сразу атаковать. Наоборот, в случае нарушения противником психического равновесия (психическое ке) бойца Фудокан, лучшим решением представляется отступление до тех пор, пока не восстановится равновесие; лишь после этого боец вновь переходит в наступление.

9. Несомненно, что обстоятельства предопределяют способы и средства борьбы, ее стратегию, тактику и оператику. Перед жестким нападением лучше отступать вплоть до момента, когда энергия нападения исчерпается: это момент, когда предпринимается контратака.

10. Энергия Фудокан бойца излучается, его взгляд ясен, а позиция равномерно уравновешена от ножных пальцев до головы, способствуя таким образом согласованному взаимодействию и взаимопомощи ножных и ручных техник с движением. «Если все уравновешено, никто не сможет победить вас», говорил великий учитель Шаолиня — Фань Хуйши.

11. Упражнения проводятся в соответствии с внушениями учителя и, как часто говорил Хидетака Нисияма, надо всегда быть открытым для изучения методов других. Длинен путь к совершенству, и каратэ, особенно Фудокан каратэ, не учится второпях и с нетерпением.

12. Прежде всего, необходимо быть искренним к самому себе. Не обманывать ни себя, ни других, жить с достоинством и скромно — это единственный способ, чтобы следовать по правильному пути.

13. Секрет успеха, по словам Сигмунда Графа, состоит в твердости намерения, а каждый крупный успех есть торжество настойчивости. Крупнейшие достижения, высшие миры, самые отдаленные кругозоры предназначены для тех, кто терпение поставил выше себя. По законам Ману, терпение — высшая мудрость подвижников (аскетов), а аскесиc обозначает упражнение. Настоящее мастерство достигается продолжительными упражнениями; к нему преимущественно приближаются самые терпеливые и упорные в деле проверки и пересмотра самого себя, умножения знаний и расширения границ духа, основанных на философской почве и благородстве желания.

14. Каратист Фудокана полностью несет ответственность за собственное поведение. Физическое здоровье и сообразительный ум занимают первое место, ибо действительно правильна мысль Шопенгауэра, что здоровый нищий счастливее больного короля.

15. Фудокан с полной ответственностью отмечает, что крепкое физическое здоровье является предпосылкой успешных занятий. Однако кроме физического здоровья также необходимо и умственное благосостояние, так как васа и ри находятся в неразрывной взаимосвязи.

16. Несмотря на то, что является личным мотивом занятия Фудоканом — здоровье и развитие функциональных способностей организма, восстановление сил, развлечение, спортивная (состязательная) деятельность, самозащита или что-либо другое или сочетание различных мотивов — каждый начинающий должен понять, что Фудокан — это прежде всего опасное искусство, злоупотребление которым недопустимо. Оттого принесение присяги при зачислении в Фудокан — это не просто формальность.

17. Обязанность не злоупотреблять искусством Фудокана непосредственно связана с требованием терпимости, а именно в том смысле, в котором это требование выдвигается большинством современных религий или мыслителями, которые, как, например, Катон, терпимость считали величайшей человеческой добродетелью, несмотря на то что многие в этой добродетели не находят ничего «героического». Недостаток терпимости, терпения, благосклонности, искренности и самоуверенности — признак непонимания сути Фудокана. Для учителя Фудокана существенную важность имеет замечание этих недостатков, настойчивая и самоотверженная работа над их устранением, поскольку он не желает нарушить основные положения Фудокана.

18. Пренебрежение нравственными предпосылками, на которых Фудокан основывается, безразлично делает ли это ученик или учитель, ставит под вопрос основы Фудокан каратэ. Обман себя и других и насильническое поведение упраздняют возможность достижения внутреннего спокойствия, самоуверенности и гармонии, без которых ну просто нет пути в Фудокане. Гичин Фунакоси часто отмечал, что не следует обращать внимание на злых, мелких и придирчивых, если не желаем, чтобы постигла нас их участь.

19. Системы единоборств, возникших в рамках будо искусств или под их влиянием, через многие поколения вплоть до сегодняшнего дня содержали принцип сю-хари — единое значение и важность учителя боевого искусства. Современная эпоха иногда настаивает на безусловном послушании ученика по отношению к учителю. Такой подход не соответствует подлинному духу ни одного из боевых искусств и может переродиться в злоупотребление. Отвергая такое толкование отношения к учителю, Фудокан каратэ настаивает на факте, что истинный сэнсэй не только учитель искусства, но и учитель жизни, В любви к делу, которому посвятил себя, скрывается тайна истинного учителя.

20. Будда сказал: «Все, что существует, обманчиво. Когда бы мудрость помогла нам понять это, исчезло бы искушение любой боли. Именно в этом состоит путь к чистоте». Ежедневные занятия упражнениями необходимо приводят к познанию того, что Фудокан — это поиски, продолжающиеся всю жизнь. Впрочем, в этом-то и смысл поговорки Хидэтаки Нисиямы: «Сегодня я лучше, чем вчера, завтра я буду лучше, чем сегодня».

21. Недостаток самоуверенности есть лишь скрытое сообщение ума телу о том, что ему еще необходимы упражнения. Таким способом приобретенную внутреннюю силу просто и легко узнать с первого взгляда — она достоверный признак, что человек идет путем Фудокана.

И. Йорга (справа) и один из его лучших учеников, Салко Чурич (трагически погибший в одной ужасной войне в 1994 году),Белград, 1978 г., Европейское первенство EAKF.

назад вперед
Назад в меню

  

 
 

Сайт управляется системой uCoz