|
В боевых искусствах названия стоек обычно определяются по положению ног
и корпуса; руки играют вспомогательную роль. При работе с оружием каждое
положение нунчаку может быть характерной позицией, обеспечивающей
максимальную эффективность того или иного технического действия. Здесь,
конечно, руки и положение ног одинаково важны, причем в начале учебного
процесса боец должен уделить большее внимание рукам. Речь идет о
создании новых рефлексов движений рук, когда база любого боевого искусства
уже хорошо усвоена. Разумеется, новые движения рук с использованием оружия
вначале отрабатываются в удобной фронтальной позиции (1).
Со временем ситуация будет меняться. Когда очередное движение для рук будет хорошо
получаться, начинайте его тренировать при других статических положениях
тела и ног. Как правило, вне зависимости от стилей, таковыми являются:
1. Широкая фронтальная стойка (2); 2. Передняя стойка (3); 3. Задняя стойка (4);
4. Различные скрученные позиции (5).
На приведенных здесь рисунках демонстрируются всем известные классические
позиции, изучаемые в большинстве стилей боевых искусств как базовые.
После того как вы опробуете движения нунчаку в этих позициях на обе
руки с использованием бедер, следующим шагом в вашем развитии должна стать
тренировка этого же технического приема в движении. Работайте с теми же позициями,
передвигаясь в стороны, наступая и отступая. Вы сразу увидите, какие движения
нунчаку лучше и эффективнее в разных позициях. Проводите эту работу, помня
о двух главных перемещениях: скользящем и бросковом (терминология школы
А.Комлева). Разница между ними существенная, но они не заменяют друг друга.
Отличительная особенность скользящего перемещения — одновременность
атаки и шага. В момент, когда боец заканчивает передвижение и принимает
фиксированное положение, следует атака оружием. На рисунках показан пример
такого перемещения. Боец из левосторонней передней позиции делает скользящий
шаг правой ногой вперед; нунчаку находится в положении правого подмышечного
захвата (6-8). Одновременно с заключительной фазой шага следует атака
вертикальным хлыстом, после чего свободная рукоятка нунчаку вновь
возвращается в положение подмышечного захвата (9-11).
Отличительная особенность броскового перемещения — первичность атаки.
Здесь атака оружием заканчивается раньше, чем начинается движение ног.
Тот же вертикальный удар от подмышки с возвратом боец демонстрирует теперь
из правосторонней передней позиции (12). Он стремительно начинает атаку оружием
и задает импульс всему телу, как бы бросая его вперед (13). Свободная рукоятка
нунчаку уже принимается обратно подмышку, а правая нога только еще оторвалась от
земли (14). Затем она ставится на землю и потом подтягивается левая нога (15).
Таков смысл броскового шага.
Движения рук и ног, перемещения тела, как при скользящем, так и при бросковом
шаге очень быстры. Если у вас не получается сразу
комбинирование движений
ног и рук с оружием,
добейтесь сначала совершенной работы одних
ног. Когда
все движения будут скоординированы и вы добьетесь соблюдения
трех принципов
(точность, скорость, сила) как в статических стойках, так и в любых движениях,
выученный технический прием выносите в сферу четвертого принципа — «уплотнение»
техники. Это такой уровень мастерства, когда нунчаку одинаково хороша в
любом положении и движения максимально
рациональны и эффективны. К
пониманию четвертого принципа идут годами. Начиная
работу с оружием, может
быть, не нужно каждое вновь открываемое движение рук переносить через все
ступени одновременно. Теория четырех принципов — только теория; на практике
все может выглядеть иначе. Отдавайте должное постепенности.
Говоря о положениях тела, следует сказать,
что с оружием все они приобретают
иной смысл. И само оружие теперь также зависит от
положения тела. В самом
начале учебного
процесса, когда новые технические приемы
для рук вам
приходится выполнять во фронтальной естественной позиции, эта зависимость
не так заметна. Однако с
началом работы в других стойках проблема
становится
очевидной. Это тем более относится к практическому бою, когда поединок
придется вести в левосторонней
или правосторонней позиции, но только не во
фронтальной. Здесь положение оружия четко
задано по отношению к телу.
Оно может быть трех типов:
Одноименным. Как правило, так называют положение, когда рука с оружием
соответствует стоящей впереди ноге,
например оружие в правой руке и правая нога
впереди (16). Реже - говоря об одноименном
положении, по отношению к повернутому
вперед боку, выдвинутому плечу или выставленной руке;
Разноименным(17) Фронтальным или центральным,
когда положение ног не оказывает существенного влияния на действие рук (18).
На рисунке показана широкая фронтальная
позиция с нунчаку, полностью растянутой за
талией.
Перечисленные положения относятся к работе с одним оружием. В зависимости
от положения нунчаку по отношению к корпусу, те или иные технические приемы
будут более эффективными или совсем не эффективными. Все это вам предстоит
определить самостоятельно в ходе индивидуальной практики.
назад вперед
|
|